orlovanatalya: (Default)
[personal profile] orlovanatalya
Я тут не живу. Но вновь и вновь сюда возвращаюсь. Для меня этот городок входит в мои топ-10-мира. И в ранешние времена, я читала, было дофига народу, даже из царей, кто со мной бы согласился. 



Коломна - город, который мог когда-то стать столицей России. "Летописи в первый раз упоминают об нем в конце XII века, он, может быть, древнее, и гораздо древнее, Москвы. Вообще, имя Коломны встречается в истории по двум случаям: или татары жгут ее, или в ней собирается русское войско идти против татар" - писал, заехав в Коломну, Карамзин. Первое упоминание о Коломне (1177 г.) в Лаврентьевской летописи: на зиму князь Всеволод со всею дружиною бывши им у Коломны, приде весть, оже Глеб воюет с Половци с поганами много бо зла створи.

Из-за удобной географии город был вечным объектом раздора. Недавно тут откопали стоянку древнего человека - думаю, не зря там так много костей, толкались людишки за место на бережку.


А в былинные времена свои дрались и с чужими, и со своими. В борьбе за ключ к трём рекам московитяне драли суздальцев и рязанцев, и Коломна первой вошла в состав Московского княжества - как противотанковый антитатарский форпост.

Однажды во время набега в Коломне прикончили важного монгольского военачальника - оказался аж младший сын Чингисхана, хан Кюлькан. Мстительные монголы стянули силы под руководством самого Батыя - от города камня на камне не осталось. Но Коломна, как птица Феникс, возрождалась снова и снова после всех разгромов. И пришли татары - и пожгли Коломну, - пишут летописи, - но собрались русские и построили Коломну снова. Но опять пришли татары... - на пятнадцатой новостройке я прониклась к неистребимой Коломне уважением навсегда. Дочитать не смогла. 

Коломну разоряли Батый, Дюдень, Тохтамыш, Едигей, Улу-Мухаммед, Девлет Гирей.

И именно тут народ для отпора собирали Всеволод Большое Гнездо, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Борис Годунов.


Великий князь Дмитрий (для нас - Донской, а для коломенцев - Дима, встречи назначают возле памятника "У Димы") шестнадцатилетним юношей венчался в Коломне с суздальской княжной Евдокией. Дмитрий привязался к местному священнику Митяю, дал ему митрополичью кафедру - и Коломна стала жилищем для многих высших церковных чинов. По указанию князя Дмитрия Сергий Радонежский в пяти верстах от Коломны основал Голутвин монастырь, который стоит по сей день. И одна из главных страниц истории Коломны тоже связана с именем Дмитрия: дважды он собирал в Коломне всея-русские войска для отражения монголо-татар. На его призыв откликнулись владимирцы, суздальцы, ростовчане, брянцы, муромцы. В 1380м году 23 августа на Девичьем Поле рядом с городом прошел смотр войск. В тот же день войска переправились через Оку и двинулись к Дону. А 8 сентября состоялась историческая Куликовская битва. Вот мы им дали!  


Один раз, в 1433 году, Коломна даже была столицей княжества Московского - сюда переехал великий князь Василий II Васильевич и принимал тут всю российскую великосветскую тусовку. Но был упрошен назад и вернулся в Москву. 

Ценил Коломну и Иван Грозный. После венчания на царство шестнадцатилетний Иван IV прибыл в Коломну готовиться к походу на Казанское ханство: ему доложили, что воины Саид-Гирея крадутся в сторону Оки. Юный царь велел полкам как можно шире расположиться по обоим берегам реки. Саид-Гирей решил не связываться, повернул оглобли. Грозный затем не раз еще именно в Коломне собирал войска для походов против Казанского и Крымского ханства и в честь побед построил тут отлично сохранившуюся каменную шатровую церковь редкой формы. 


Конец сезонному уничтожению города положил в 16 веке Василий III: построил каменный кремль со стенами почти пятиметровой толщины. Размеры коломенского кремля ненамного уступали московскому - но, увы, сохранилась лишь часть, причем, как и многое другое, разрушило его не время: непобедимую крепость после революции разбирали для хозяйственных построек.

Самую высокую из сохранившихся башен называют Маринкиной, по имени польской авантюристки Марины Мнишек, жены Лжедмитрия, жившей в Коломне на правах царицы во времена Смуты, бежавшей отсюда от русского ополчения на телеге c очередным супругом и украденными в городе сокровищами  - и сюда же заточенной после поимки. Каменная крепость ни разу не была взята - кроме случая, когда Маринка обманным путём впустила в город поляков, приказав снять с главной Пятницкой башни ворота. Про Маринку тут хранят множество мифов. Погибла 26-летняя мошенница загадочно: по легенде соблазнила охранника, пыталась бежать, была поймана, но ударилась о землю, обернулась сорокой, выпорхнула в окно (по крайней мере так рассказывали стражники, подмигивая и оттирая копья) и до сих пор ее сорочья душа летает вокруг Коломны и охраняет зарытые где-то русские яхонты-изумруды.


Екатерина II, затеяв профилактическое турне по России после подавления пугачевского бунта, тоже отправилась в Коломну. К ее приезду даже были построены триумфальные ворота. Императрица город хвалила, но заметила, мол, построен "как-то хаотично" и направила из Москвы целую бригаду зодчих во главе с великим Казаковым. Архитекторы, впрочем, революционного бульдозерного рвения не проявили. И слава богу - потому что помимо Кремля и Соборного комплекса Коломна сохранила четыре монастырских ансамбля, застройку XVIII - XIX веков, дворянские усадьбы и прянично-кружевные одноэтажные купеческие дома, в том числе на улице, которая носит имя самого Казакова, (который, кстати, Коломну зарисовал - над этими рисунками до сих пор мелко дрожат все краеведы).


А на местном Арбате - пешеходной улице Лажечникова, которую перегораживает игрушечная таможня - сияет Брусенский Успенский монастырь, стоит самая высокая колокольня в городе, сохранилось здание бывшей городской управы и всех удивляют местные наклонившиеся "пизанские" башенки. Почти сметенный грязным и грозным потоком 20 века город медленно зализывает раны: снова открылся, например, Крестовоздвиженский собор - в этой облицованной белокаменной резьбой могучей церкви с пятью шатровыми главами в советское было овощехранилище.


В Коломне делали ткани, веревки, бумагу, мыло, фарфор, корабли, тепловозы. А еще город был известен яблочно-сливовой пастилой - этот промысел недавно возродили. Город был торговый, богатый, работящий: церкви открывались в 5 утра, чтоб купцы успели утром службу отстоять - лавки работали с шести. "Всего известнее в России коломенские сальные заводы, их более тридцати. Сало, отправляемое за море, идет по большей части отсюда, - писал все тот же Карамзин. - Коломна славится еще яблоками, вишнями и другими плодами; мы едим их в Москве". В этом городке, пережившем иго и чуму, многое погибло навсегда только в двадцатом веке. Десяток карательных расстрелов, голод, разруха и власть кухарок сделали то, чего не смог сделать Батый. Но яблоки-то мы едим, и я верю, что маленький вечный русский город, сияющий луковицами церквей, город, связанный с именами Лажечникова, Ахматовой, Цветаевой, Пильняка, Пастернака, Брюсова, неистребимый город славы русских царей - снова, как гриб после дождя, выберется из-под засыпавших его обломков истории...



Город, в котором ко мне откуда-то возвращается патриотизм. 
(Модели на коломенских фото: я, моя семья и наши друзья; пейзажи - Nataly Bogdanova)


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

Profile

orlovanatalya: (Default)
orlovanatalya

February 2013

S M T W T F S
     12
3456789
10 111213141516
17181920212223
2425262728  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 1st, 2025 11:10 am
Powered by Dreamwidth Studios